International DanceSport Federation
Международная Федерация Спортивного Танца
Ассоциация Спортивного Танца Азербайджанской Республики

 ШКОЛА ТАНЦЕВ “ГЮЛЬНАРА” 
Школа Танцев в Баку

Эйдетическая и
идеомоторная тренировка

Обучение танцам методом "полного погружения"

Смотри, дурак, и учись!
Два основных направления
Идеомоторная тренировка
Эйдетическая тренировка
Танцы во сне и наяву
Универсальность или узкая специализация?
Танцы во сне
и наяву!
Методы обучения спортивным (бальным) и другим современным - да и народным, национальным! - танцам пока не оформились в самостоятельную, методически продуманную и рационально организованную систему.

Способ обучения, как правило, самый простой. Средневековые мастера в шутку называли его: "Смотри, дурак, и учись!" То есть - "делай за мной, делай как я". Учитель показывает "правильные движения" конкретных танцев, ученики пытаются их повторить и запомнить. Обычно начинают с разучивания упрощенной схемы медленного вальса или другого простого танца. Постепенно наращивают сложность и разнообразие движений, количество разучиваемых танцев. Многократно отрабатывают отдельные элементы, стараясь привязать их к ритму музыки, согласовать с движениями партнера.

Обучение проводится бессистемно, преподаватели стараются поскорее обучить стандартному набору конкретных танцев без начальной базовой подготовки. У многих педагогов обучение неоправданно трудоемко и затянуто во времени, неэффективно.

В качестве, на наш взгляд, удачного примера "правильного" и методически продуманного обучения танцу ниже изложено краткое описание конкретной методики. В тексте частично сохранены стиль и язык хореографа - автора методики. Его слова везде набраны курсивом.

  Обучать танцу нужно в двух основных направлениях:

1. Профессиональные навыки, связанные с техникой. (Ремесло). Это обычный классический балетный урок у станка и "на середине".

2. Второе направление даже более важно, хотя часто ему придают существенно меньшее внимание. В танце оно имеет первостепенное значение. Это умение непосредственно выражать идеи и чувства через движения и пластику. Техника не должна быть искусственными рамками, обуславливающими танец. Она есть и остается лишь инструментом. Здесь главное - это умение абстрагироваться от требований классического канона и, используя профессиональные навыки, освободить чувство и тело от довлеющих над ними стереотипов мышления. Именно это является отличием творчески артистичного танцора от заурядного исполнителя, пусть и хорошо обученного.

Как один из методов развития таких способностей ученику предлагается исполнить некоторые элементы импровизации под разную музыку. Музыкой, ее образом, задается характер импровизации. Ученик должен максимально глубоко прочувствовать звучащую музыку и выразить ее в танце. Он может использовать движения, развивающиеся по классическим линиям, т.е. отвечать требованиям школы: дотянутые стопы, выворотные ноги (где это необходимо); использовать, но не быть в ее жестком каркасе. Техника должна стать родным языком танцора. Танцуя, он не должен думать "о буквах", из которых составляются его танцевальные фразы.

Импровизацию можно и нужно давать сразу, когда техники еще нет никакой. Если обучение ведется с детского возраста, то ребенок танцует автоматически в силу своей собственной природы. Его тело требует танца, и оно само знает, как лучше танцевать. Часто маленькие дети импровизируют несоизмеримо лучше, чем взрослые. Он (малыш) двигается так, как чувствует его тело, а оно чувствует правильно. Взрослых же надо раскрепостить, немного "убрать интеллект", они закомплексованы и зажаты.

Столь же важно сразу показать и предложить освоить красивый, притягательный танец, который задаст направление для "технического" и "духовного" танцевального развития, основу для мотивации. Как правило, это не какой-то "стандартный танец", но специально созданный именно для этой цели, для конкретной группы обучающихся, даже для конкретного ученика. Танец должен быть таким, чтобы ученик сам по себе или в группе, но сразу начал его ТАНЦЕВАТЬ. А далее уже совершенствовать этот ТАНЕЦ, делать его более красивым, обогащать за счет развивающейся техники… Моя, может быть, главная задача - найти, создать ТАКОЙ ТАНЕЦ и донести его до ученика. Потом - следующий, но более сложный, еще более красивый… И так - на протяжении всего времени обучения.

Классическая балетная школа требует каждодневного тренажа, но даже если заниматься всего четыре раза в неделю по 1.5-2.0 часа, но заниматься ТАК, то уже через пол года ученик начет танцевать. Через год он будет Танцевать. Через два - будет ТАНЦЕВАТЬ! Именно - ТАНЦЕВАТЬ!


Типичный урок состоит из трех частей:
  • Разминочный комплекс (разогрев, растяжка, силовые упражнения…). Часто на полу, "в партере". Потом станок, середина, прыжки… Это примерно половина урока.
  • Почти все остальное время - какой-то танец, отработка его элементов.
  • В самом конце - свободная импровизация.
***********
Используя аналогии с обычным языком, можно метафорически проиллюстрировать несколько характерных подходов, представив обучение танцу, как:
  • Заучивание "на слух" ряда красивых, канонических текстов.
  • Изучение "грамоты", стандартного (канонического), но универсального и расширяемого "языка", и развитию способности грамотно читать практически любые тексты.
  • Создание собственных сочинений (вернее - "изложений") по заранее написанному, увлекательному литературному произведению.
************

Помимо развития техники, нам представляется очень полезным развивать способность "внутренне видеть", представлять, "грезить танцами". И далее сформировать связку между внутренним видением и реальными движениями тела: представил, "внутренне увидел" - реально выполнил.

Для этого можно использовать уже наработанные методики развития образного, эйдетического мышления в сочетании с известной в спорте методикой идеомоторной тренировки.

"Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Применение в ходе обучения идеомоторной тренировки позволяет спортсменам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов спортивной техники, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции. Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата спортсмена (специальных ощущений, восприятии и необходимого мышечного тонуса) и создает оптимальное состояние нервных структур, ответственных за реализацию целенаправленных двигательных навыков".

"Ежедневно, ложась спать, спортсмен прокручивает перед мысленным взором правильное исполнение упражнения…".


Я лично разговаривал с девушкой, которая занимается постановкой танцев, о том, как она это делает и как этому училась. Она прошла интенсивный тренинг воображения и образного мышления в Московском центре "Эйдос". Дома, перед сном она включала музыку, ложилась в постель и минут сорок грезила. Наконец дошла до того, что образы по яркости и реалистичности стали практически неотличимы от того, что мы видим глазами. Теперь, когда ей надо отработать танец, она "включает внутри себя музыку" и "видит" сцену и танцующих, "видит" желанный танец и управляет его созданием. Потом исполняет и показывает этот танец своей группе, передает ей свое "видение".

А вот, о том же самом, слова вышеупомянутого хореографа (его текст везде набран курсивом):

"Сначала музыка врывается в мои разум и чувства, побуждая тело танцевать ее. Часто я погружаюсь в своеобразную медитацию под музыку, которая теперь продолжает звучать в моем внутреннем пространстве. Я начинаю "видеть" всю композицию, рисунок танца, просматриваю линии, переходы, вижу танцующих людей. Но вижу не детальные движения, а скорее общий узор. Далее, я должен включить "настоящую" музыку и начать танцевать, чтобы через тело прочувствовать сложные связующие элементы, переходы, отдельные движения. Тело мне подсказывает и дополняет то, что я вижу".

Танцевать можно не только наяву, но в грезах и снах (в том числе, - в осознанных снах), и это открывает уникальные возможности. Похожее с успехом уже используется в спорте. Такой путь представляется весьма перспективным и для обучения и для создания новых танцев и для многого другого...

Танцы, сны, грезы - всё это некий язык души, нечто психически изначальное, словно мост или тропинка между внутренним миром и сознанием. Я убедился, что стоит лишь захотеть и применить минимальные "техники" (например, создать намерение танцевать во сне), как танцы начинают появляться во снах все чаще, тем более в осознанных снах. Это очень похоже на то, как развивают способность "летать", путешествовать, переживать желанные приключения в сновидениях. Но, в отличие от "полетов", опыт танца во сне вполне и даже очень переносим в реальность, в реальный танец. Это может быть одна из наиболее уникальных возможностей воплотить свои грезы и сны во что-то осязаемое и совершенно реальное.

(Немного лирики :-)

И всё же, что это такое - танец и чем он привлекает?

Когда мы расспрашивали своих знакомых о танцах, о сути танцев, то в разных словах и формулировках практически всегда говорилось о том, что танец - это особый язык для выражения эмоциональных переживаний и чувств, чего-то звучащего в душе. В книгах, статьях пишут о том, что "танец - это язык тела", "танец - это язык выразительных движений, который передаёт то, что чувствует человек", "танец - это история, рассказываемая телом, движением, ритмом"…

Язык танца позволяет самому танцору полнее и лучше почувствовать то, что происходит в его душе и "рассказать" о своих переживаниях и чувствах окружающим. Возможно, танец имеет ту же основу, что и обычный эмоциональный язык мимики и жеста, что и обычная эмоциональная выразительность. Однако это более сложный и выразительный язык, в котором целенаправленно и богато задействовано всё тело.

Танец - это создание образа и перевоплощение, другие миры, разные жизни. Это слияние с музыкой, яркие сильные чувства, красивые отношения.

Танцы это просто приятно. Это способ отвлечься от повседневных забот и отдохнуть, снять напряжение, поправить настроение и душевное состояние, физически размяться. Танцы - это возможность невербального общения, способ настроится друг на друга, что-то друг другу передать. Это чувственность, эротичность, единый ритм и желание доставить друг другу удовольствие… Это путь для лучшего понимания и прямого чувствования друг друга (чувствования в самых разных смыслах).

Танцами можно заниматься как физкультурой и спортом. Это красивый и эмоционально богатый способ гармонично развить и укрепить тело, его координацию, ловкость, скорректировать фигуру, избавиться от многих заболеваний и улучшить здоровье. Это способ самосовершенствования. Возможность найти и "показать", испытать себя…

Особые спонтанные или медитативные танцы - это возможность войти в необычные и привлекательные состояния, достичь внутренней гармонии, чистоты, просветления…

Иногда танец сродни грезам или мечтам, полету во снах.
Меня уже давно привлекают танцы во снах (особенно - в осознанных снах), но лишь недавно я догадался, "вычислил", что это таит в себе интереснейшие возможности. Это и более чем идеомоторный тренинг и очень увлекательное "развлечение". Как и многое во снах, там танцы невероятно реалистичны, "как настоящие", но при этом свободнее, "безопаснее", чем на тех же танцевальных вечерах, на сцене или на занятиях. Особенно "интересно" то, что "партнерами" выступают персонажи твоего внутреннего мира, твоей души. И вы вместе сонастраиваете свои ритмы, строите близкие, "телесно-духовные" отношения. Есть серьёзные основания думать, что подобные "танцы" могут прекрасно гармонизировать душу, согласовывать её части между собой, а может быть, делать и нечто ещё, очень важное.

Все вышеперечисленное - лишь "вершина айсберга". Есть профессионалы и "профессиональные" любители, для которых танцы - это почти вся их жизнь или её большая часть. Кроме того, танцы это вообще нечто глобальное и изначальное. Ведь "танцуют" не только люди, но и многие животные, птицы, даже насекомые. Для многих древних культур танцы являлись одним из важнейших элементов, да и в современном мире есть места и страны, где танцы продолжают оставаться неотъемлемой частью национальной культуры (например, африканской или латиноамериканской).

************

Хотелось бы сказать еще об одном, на наш взгляд очень важном, аспекте. На что ориентироваться - на универсальность и творчество или узкую специализацию? Каждое из них имеет свою цену. В танцах это не только затраченные усилия, совершенство методик или уникальный талант ученика и педагога. Человек с универсальной, пусть даже профессиональной танцевальной подготовкой вряд ли сумеет исполнять сложные спортивные танцы столь же четко и правильно, как те, что специализировались на этом годами. А те, кто великолепно импровизируют "от музыки в душе" не обязательно сумеют точно воплотить в танце замысел постановщика сценических танцев.

Каждый выбирает то, что наиболее ему подходит, что отвечает его целям и желаниям. Но когда речь идет о ребенке, когда не известно захочет ли он стать профессиональным танцором, какой стиль и понимание танца предпочтет в будущем, то все же направленность на УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, универсальное танцевальное развитие представляется наиболее верной. Для этого в окружении ребёнка, в его жизни можно создать среду и условия, в которых бы естественно развивались разные способности: танцевальные, общие физические (координация, осанка, моторика, пластика, гибкость), музыкальные, художественные…

Важно, чтобы все это стало частью "обычной", повседневной жизни ребенка, частью "естественной", развивающей среды, окружающего мира.

Это могут быть, например, такие "элементы" или часть из них, в зависимости от возможностей и пристрастий родителей:
  • Искренний интерес родителей и "значимых других" к танцу, в частности к танцу своего ребёнка. Танцы самих родителей в поле восприятия ребёнка и танцы вместе с ребёнком.
  • Разнообразная музыка, которая побуждает танцевать. Причем, важно сделать так, чтобы ребёнок мог выбирать и включать её по своему желанию.
  • Фильмы, кассеты с красивыми и привлекательными для ребенка танцами, "танцевальными" движениями и упражнениями, миниатюрами. Фотоальбомы, картины, книги (о танцах и танцорах, о хореографии, театре…).
  • Посещение театров, концертов, мест, где красиво и естественно танцуют, в частности, - танцуют дети.
  • Удобное место для танцев со станком по росту ребёнка и большим зеркалом. Место для общего танцевального и физического развития.
  • Поиск хороших педагогов и групп для занятий.
  • Разговоры о танцах, обсуждения и размышления. Развитие навыков осознания и чувствования танца, движений, их особенностей, смысла, идей...
  • Наконец, можно добавить ещё и такую экзотику, как обучение и поощрение к танцам в снах и в воображении.
Все это почти в полной мере можно применить и к взрослым учащимся, если мы хотим повысить эффективность танцевального обучения.

Использованы материалы сайта dreamsite.narod.ru

Прием без ограничения возраста. Для детей и взрослых (от 5 до 75 лет)!
Первоклассные преподаватели! Зеркальный зал в центре города!
Обучение танцам методом "полного погружения".
Продолжительность 1-6 месяцев.
Возможно индивидуальное и ускоренное обучение
   (в том числе, с выездом на дом и на дачу).

Тел. в БАКУ :    

538-92-26,
(050) 644-09-47

Хочу, хочу, хочу
научиться красиво танцевать!
Пусть красиво танцует
наш красивый народ!


Парапсихология,Биоэнергетика,
Развитие экстрасенсорных способностей
Курсы "Парапсихология,
Биоэнергетика и Развитие
экстрасенсорных способностей"
Курсы в Баку!
Выдается диплом международного образца
Курсы
"Дизайн Интерьера и Ландшафта"
Курсы "Дизайн
Интерьера и Ландшафта"
Hosted by uCoz